Главная страница >  Материалы журнала >  Консультация психолога >  Я знаю лучше!

Я знаю лучше!

Для бабушки и мамы Володя – единственный и самый обожаемый ребенок на свете. Мама родила его достаточно поздно, без отца – «для себя», и с тех самых пор забота о благополучии и здоровье мальчика стала для нее и для бабушки мальчика основной жизненной миссией. Бабушка следила, чтобы ребенок был сыт, тепло одет, не стоял на сквозняке, не бегал, не прыгал, не дрался, мама же контролировала социальную жизнь сына: советовала, с кем из одноклассников можно дружить, а кого нужно сторониться, кого приглашать в гости, кого нет. С раннего детства Володя привык не перечить взрослым, потому что давно запомнил, что «мама лучше знает» и слушать ее – «это для его же блага».

Мама Володи – человек уважаемый. Всего в жизни добилась сама, когда в ее профессиональной области случился кризис, сменила род деятельности и добилась на новом поприще не меньших успехов, даже открыла собственную небольшую фирму, приносящую нормальный доход. Мужчины вокруг всегда казались ей слабыми, никчемными, и посему ничего хорошего о представителях своего пола мальчик от мамы, как правило, не слышал. И как будто специально подтверждая мамино мнение о мужчинах, Володя часто бывал неуклюж, забывал важные вещи, не мог без мамы или бабушки справиться с каким-то простым делом. И уж конечно ничего сам не решал. Это за него делала мама.

В 4 года мальчика отдали в детский сад. Сначала Володя отказывался туда ходить, каждое утро начиналось со слез. С другими детьми в группе он или не общался совсем или ссорился. Только спустя два года, к 6 годам, мальчик адаптировался, привык и даже завел себе друзей. В школу пошел с энтузиазмом, ведь многие детсадовские приятели попали с ним в один класс. Проблемы начались несколько лет спустя, после того как семья переехала и Володя пошел в новую школу, в пятый класс. Оказавшись в новом коллективе, мальчик «зажался», не желая ни с кем вступать в контакт, а через неделю и вовсе отказался ходить в школу. На этой почве произошел конфликт с учительницей, и Володя стал плохо спать – кричал, плакал, видел кошмары. Мама мальчика обратилась за помощью к психологу, планируя перевести сына на индивидуальное обучение.

Комментарии психолога-психоаналитика Натальи Евгеньевны Корешковой

Ни чрезмерная опека, ни повышенный контроль как элементы воспитания обычно не приносят ребенку пользы. Со стороны, когда ребенок еще совсем мал, такая гиперопека может показаться просто хорошей заботой мамы о малыше. Но минусы подобного стиля воспитания становятся очевидны в тот момент, когда ребенок отделяется от мамы и попадает в «большой мир». Володе было очень сложно как оторваться от мамы, когда он пошел в детский сад, так и адаптироваться к новым условиям, где ему не оказывали столько внимания, как дома. Трудности приспособления Володи к новой ситуации связаны еще и с тем, что все решения за него принимает мама, а это не позволяет ребенку проявить себя, выразить свою индивидуальность. Перейдя в новую школу, Володя практически моментально капитулирует – ведь искусству преодоления трудностей мама его не учила. В такой ситуации мальчику действительно легко потерять веру в себя и еще раз убедиться в том, что он без мамы не справиться и она «лучше знает». А для мамы, в свою очередь, неудачные попытки сына адаптироваться в социуме являются доказательством его неприспособленности к жизни. Перевод мальчика на индивидуальное обучение только закрепит негативные паттерны, и в будущем он будет иметь еще более серьезные проблемы с адаптацией в новом обществе.

Растущему без отца мальчику и так достаточно сложно почувствовать свою мужественность. А ситуация усугубляется еще и тем, что мама, относящаяся к мужчинам с презрением, не позволяет сыну осознать себя представителем сильного пола. Выходом из этой ситуации может быть посещение спортивных секций, занятие каким-либо «мужским делом», а также общение с мужчинами, которым можно подражать или брать с них пример.

Несомненно, положительный исход в сложившейся ситуации возможен только в том случае, если мама решиться разобраться со своими собственными проблемами, которые она переносит на сына. Важно, чтобы женщина увидела в своем ребенке независимую личность со своими правами, интересами, намерениями. Володе также нужна психологическая помощь. Подойдут как групповая, так и индивидуальная терапия. Для мальчика важно получить позитивный опыт независимости, что поможет ему научиться делать выбор, отстаивать свои интересы и принимать на себя ответственность.

Психолог-психоаналитик Наталья Евгеньевна Корешкова

8 ( 495 ) 723 03 98

Рейтинг: 1.5 (голосов: 19)

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий:
Подпись: 
Введите символы с картинки:  
 

Фото дня

Фото дня

Свежие комментарии

 
ШКОЛА РОДОВ онлайн