Главная страница >  Материалы журнала >  Раннее развитие >  Школе – отказать!

Школе – отказать!

Еще совсем недавно ребенок мог учиться дома, только если он серьезно болен. Вот почему таким странным, непонятным и пугающим кажется многим мир домашнего образования. Но если присмотреться внимательнее, окажется, что ничего удивительного и аномального в желании не отпускать ребенка в школу нет.

кто, зачем и почему?

Средняя школа полностью оправдывает свое название, рассчитывая на средние способности, усредненный режим и, как ни печально, средний уровень получаемых знаний. И с каждым годом такое положение вещей не устраивает все большее количество семей. Особенно остро на стандартные школьные требования реагируют родители детей, имеющих проблемы со здоровьем. Но это далеко не единственная категория граждан, предпочитающих учить детей на дому. Сюда входят и родители одаренных детей: юные артисты, музыканты, спортсмены подчас просто не имеют возможности посещать обычную школу. Часто причиной для перехода на домашнее обучение становится работа, требующая постоянных переездов. Кое-кто решает учить детей дома из религиозных соображений. При этом все больший процент составляют мамы и папы, недовольные качеством школьного образования. Но независимо от того, какие цели преследуют родители, государство оставляет за собой право контролировать качество семейного образования и на любом этапе, если что-то пойдет не так, вернуть ребенка в школу. Вот почему лучше заранее взвесить все «за» и «против», трезво оценить свои возможности и быть готовым к тому, что от вас могут потребоваться весьма значительные усилия и жертвы.

аргументы и факты

«за»

- Семейное образование дает возможность полностью контролировать режим дня, питания и отдыха ребенка.

- Ребенок учится в привычных условиях, что создает психологически благоприятную атмосферу.

- Он более основательно усваивает учебный материал: нет «проходных» тем или параграфов, невозможно что-то пропустить или недослушать.

- Интересующие предметы можно изучать углубленно, используя все существующие для этого возможности. При этом удается корректировать недостатки школьной программы.

- Ребенок учится учиться самостоятельно, добывать знания из книг, при этом рассчитывая только на собственные силы.

- Появляется много дополнительного времени для занятия искусством, языками, спортом, а также прогулок на свежем воздухе.

- Ребенок огражден от вредного влияния среды и людей, он реже болеет, не заводит нежелательных друзей, не может попасть под влияние сомнительной компании.

«против»

- Ребенок не полчает навыка жизни в коллективе, работы в команде. Узкий круг общения приводит к снижению самооценки, ухудшается стрессоустойчивость.

- У него нет возможности освоить навык публичных выступлений перед большой аудиторией.

- Отсутствует соперничество, как мотив для лучшего выполнения работы.

- Минимум социальных контактов приводит к замкнутости, агрессии, неумению общаться и страху перед возможными отношениями с новыми людьми.

- Многие родители чересчур опекают ребенка, не давая ему возможности развиваться самостоятельно; подобное давление всегда тормозит взросление.

- Финансовые расходы на учебники, пособия, дополнительные занятия значительно больше, чем при обучении в школе.

на законных основаниях…

Если, оценив все риски, вы все-таки решились учить ребенка дома, следует уведомить об этом государство. Конституция прямо прописывает в статье 43 «Об образовании», что Российская Федерация поддерживает разные формы обучения . Ваше право дать ребенку образование в семье гарантировано пунктом 3 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования, и точно так же в любой момент ребенок может вернуться в школу.

Чтобы осуществить переход на домашнее обучение, необходимо написать заявление в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию), где следует указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. Важное условие при переходе на семейное обучение всего одно: с такой формой обучения должны быть согласны и отец, и мать. Если к единому мнению прийти не удалось ребенок остается в школе. Будьте также готовы к беседе, в ходе которой у вас выяснят , каким образом вы собираетесь обучать ребенка.

Для рассмотрения заявления обычно формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица, их заменяющие) и другие заинтересованные лица. Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка.

Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где он будет проходить итоговые аттестации. Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования. Главное в нем порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Очень важно, о чем и как вы договоритесь со школой, поэтому не стоит относиться к заключению договора, как к обычной формальности.

Обычно общеобразовательное учреждение предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию. В зависимости от обстоятельств и возраста, ребенок должен будет приходить в школу в дни итоговых контрольных и тестирований либо ему будет назначен индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации, что более удобно.
<!--[endif]-->

После заключения договора ребенок числится в классе, но в журнале будет пометка: на семейной форме обучения. При этом сохраняются все положенные льготы и социальные выплаты. Не забудьте также о том, что родителям, выбравшим семейную форму образования ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе.
Перевод на семейную форму обучения (так же как и обратно) возможен в течение всего учебного года на любом году обучения. Но учтите, что сделать в середине учебного года это значительно сложнее.

учить и учиться!

После того как все формальности будут соблюдены, роль педагогов переходит к вам. На помощь родителям приходят всевозможные учебные программы, интернет, энциклопедии и учебники. Но самым важным все-таки будет то, как вы сможете организовать процесс. И тут готовых рецептов, к сожалению, не существует. А значит, вам предстоит проторить свой собственный путь к знаниям.

Основное отличие семейной формы обучения в том, что ребенок учится извлекать знания из книг, а не из рассказа учителя. В начальной школе необходимо дать ребенку инструменты, с помощью которых он будет получать знания в дальнейшем: научить читать, считать, писать. При этом ребенка придется буквально вести за руку, находясь рядом постоянно.

Опыт показывает, что дальше потребуется чуть больше двух лет, чтобы научить ребенка самостоятельно извлекать знания из книжки. Но одного этого недостаточно. Важно подобрать интересные учебники, определить темп освоения предмета, при котором ребенок не испытывал бы перегрузок. Возможно, по каким-то предметам придется нанять репетитора. Необходим промежуточный контроль родители должны быть уверенны, что ребенок не просто прочитал главу учебника, но и понял ее. Придется научиться распределить занятия в течение недели: какими-то предметами нужно заниматься каждый день, для освоения каких-то достаточно одного-двух раз в неделю.

Не следует забывать, что образование это процесс, который состоит из самого по себе обучения и аттестации. Аттестовать ребенка придется в обычной школе. Если вам удалось наладить отношения с базовой школой, то аттестация не должна вызывать проблем. Тем более что по закону на ней имеют право присутствовать родители. Большинство школьных учителей подходят к проверке знаний таких учеников спокойно, отмечая очевидную заинтересованность ребят в учебе и более высокий в среднем уровень знаний по сравнению со школой и умение свободно излагать свои мысли.

Чтобы аттестовать ребенка по таким предметам, как музыка, физкультура, рисование, труд, многие родители приносят справки из фитнес-клубов, развивающих кружков, музыкальной, художественной или спортивной школ. Дополнительные занятия необходимы еще и потому, что простого общения во дворе или на детской площадке недостаточно. Ребенку необходим коллектив, который может компенсировать недостаток школьного общения.
<!--[endif]-->

На сегодняшний день семейное образование в нашей стране еще недостаточно распространено. И практически каждый родитель чувствует себя первопроходцем на этом пути. Но качественно более высокий результат такого обучения тоже очевиден. Как, впрочем, и все минусы, связанные с социализацией ребенка. Выбор за вами!

Рейтинг: 1.9 (голосов: 26)

Фото дня

Фото дня
 
ШКОЛА РОДОВ онлайн